Михайло Мурашкін

Зачем нам трудности, если мы сами себе мешаем и вредим

Previous Entry Share
Критическая масса для начала социальных изменений - 10%
Mihey
myrashkin

22 июля 2011 года в онлайн-версии авторитетного научного издания «Physical Review E» Американского Физического общества (APS) был опубликован отчет о проведенной исследовательской работе под названием «Social consensus through the influence of committed minorities» («Достижение социального консенсуса через влияние совершенных меньшинств»). Не прошло и недели, как об этой работе заговорил весь мир.

Шесть ученых американского политехнического института Ренсселара (Rensselaer Polytechnic Institute, штат Нью-Йорк, США – старейший национальный технический университет, образован в 1894 г.) взялись математически описать и смоделировать на суперкомпьютере процесс, который имел в виду Карл Маркс, когда в 1844 г. писал: «Теория (идея) становится материальной силой, когда она овладевает массами».
В наше время идеи овладевают массами в ходе общения в социальных сетях (здесь понятие «социальная сеть» следует понимать широко – от интернет-сообществ и структур типа Facebook, «ВКонтакте» и подобных им, до общественных и политических объединений, члены которых общаются «вживую»). Перед исследователями стояла задача: найти тот переломный момент (Tipping Point), когда некоторая новая идея начинает приобретать все новых и новых сторонников, пока вся сеть не станет сообществом единомышленников, способных к серьезным и результативным практическим действиям.

Работа финансировалась Исследовательской лаборатории армии США (US Army Research Lab), Исследовательским центром ВМС США (ONR) и научной сетью «Альянс совместных технологий» (NS CTA, альянс координирует исследования по всем направлениям «сетецентической» концепции военных действий - Network-Centric Warfare).

Для выполнения этого и ряда подобных исследований в университете Ренсселара в мае прошлого года был образован Академический исследовательский центр когнитивных социальных сетей (SCNARK, Social Cognitive Networks Academic Research Center). На торжественном открытии Центра президент Ренсселара Ширли Энн Джексон (Shirley Ann Jackson), обосновывая задачи новой структуры, заявила: «Сегодня наши социальные сети являются основным источником информации, советов и идей. Если прибавить к этому «коктейль» из Twitter, Facebook и мобильных телефонов – власть социальных сетей распространяется на весь мир. Мы собрали выдающуюся команду исследователей, которая получит возможность использовать один из крупнейших в мире суперкомпьютеров, находящийся в распоряжении университетского Центра нанотехнологий… чтобы разобраться с процессами, определяющими сегодня глобальный социальный климат».

На открытии Центра присутствовал член Палаты представителей США Пол Тонко (Paul D. Tonko) и бригадный генерал армии США Гарольд Грин (Harold J. Greene) – представитель «спонсора» – Исследовательской лаборатории армии США (US Army Research Lab), выделившей 5-летний грант в размере $16,7 млн. на проведение ряда исследований явлений, протекающих в социальных сетях.

«Заказчиками», в частности, сформулированы следующие главные направления работ:
- исследование динамических процессов в соцсетях; разработка математических моделей различных типов взаимодействия людей в сетях. По словам директора SCNARK, профессора Болеслава Шимански (Boleslaw Szymanski), «в каждой организации есть определенные отношения между людьми, которые работают вместе – они могут быть «наставниками», «друзьями», «соперниками». Отсюда вопрос: можем ли мы оказать, в какой-то мере, влияние на производительность, например, наставничества?» (выбор приоритетов интересен, не так ли? – прим. Ю.Р.)

- изучение процессов перемещения информации в сетях и исследование различий общения в рамках иерархических организаций и в сети, где «движение информации не всегда соответствует установленной иерархии»,

- изучение способов противодействия вредоносному использованию «состязательности» в сетевом общении,
- изучение «феномена доверия» в социальных сетях. Поиск принципов построения доверия между группами лиц с разнообразными и даже противоположными точками зрения,

- исследование механизмов коллективного принятия решений в условиях сетевого общения и принципов оказания влияния на выбор решения при наличии альтернатив.

Так вот, в ходе исследования, о котором мы упомянули в самом начале статьи, группа под руководством профессора Болеслава Шимански получила и строго обосновала фундаментальный результат: если в ходе общения не менее 10% участников группы будет искренне и непоколебимо придерживаться некоторой точки зрения, донося ее до сознания других, то через некоторое время эта точка зрения неизбежно будет принята большинством группы.

Что характерно, выявленная закономерность не зависит от типа социальной сети и технологии общения (личные контакты, телефон, интернет). Исследователи построили несколько моделей, одна из которых соответствовала схеме общения «каждый с любым», другая же предусматривала наличие «концентраторов общения» или лидеров. В обе модели были «помещены» «истинно верующие» (true believers) – носители определенных идей, абсолютно убежденные в их правоте и невосприимчивые к попыткам изменить их «мировоззрение». В ходе компьютерного моделирования процессов общения стал наблюдаться поразительный колебательный эффект. Соавтор исследования Самит Шринивасан (Sameet Sreenivasan) описал его словами: «Как только инициаторы перемен начинают убеждать все больше людей, ситуация начинает изменяться. Сначала "реципиенты" начинают сомневаться в собственных взглядах, а затем полностью принимают новые идеи и сами их активно распространяют. Но если число «истинно верующих» не превышает 10% членов социальной системы, распространение их идей далеко не гарантировано.

Комментируя этот результат, руководитель проекта Болеслав Шимански еще раз подчеркнул, что «когда число искренне придерживающихся каких-то взглядов людей не превышает 10% группы, охваченной общением, никакого видимого прогресса в распространении идей нет. В этом случае для убеждения большинства потребуется время, сравнимое с возрастом Вселенной. Как только это число начинает превышать 10%, идея распространяется как пламя».

Юрий Романов
http://www.ibusiness.ru


  • 1
  • 1
?

Log in